Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Лев Лерман: «В тюрьме самый страшный дефицит – это дефицит...
На этом фото нижегородский антивоенный активист Лев Лерман – уже в Израиле, но наш с ним разговор состоялся в Грузии, на несколько дней ставшей для Льва Исааковича перевалочным пунктом. В первой части интервью мы говорили об уголовном деле, о методах работы силовиков и условиях содержания в российских колониях-поселениях. С этой точки мы стартуем и во второй части разговора – но уже с упоминанием планов на будущее.
- Лев Исаакович, прежде чем поговорим о ваших «творческих планах» - еще несколько вопросов о вашем новом опыте пребывания в СИЗО и колонии-поселении. Как вообще вести себя нормальному человеку – без криминального менталитета, полностью социализированному гражданскому активисту – которого «правоохранители» решили «закрыть»?
- Вообще, на эту тему есть немало материалов. Лет 12-13 назад на ресурсе BlockPost, кажется, мне попался материал «Здесь тоже живут люди» о том, как живут люди в СИЗО. И этот материал мне очень помог, когда я туда попал. Там описывались основные правила поведения в арестантской среде, основные специфические термины, которые там употребляются.
Что важно в первую очередь? Вежливость, спокойствие в общении, корректность! Вошел в новую «хату» – скажи «здравствуйте!» и назови свое имя. Сел в автозак – поздоровайся. И так далее. Вопреки бытующим представлениям, при общении в арестантской среде, мягко говоря, не приветствуется мат. Общаться нужно ровно, спокойно, не повышая голоса, не обнажая эмоций. Почему? Да потому что сама тюремная обстановка уже провоцирует всплеск негативных эмоций. И представьте себе, что будет, если в тесном помещении даже два человека, находясь вдвоем в режиме 24/7, будут постоянно выпускать на волю свои эмоции? А если это не два человека, а больше трех десятков? Поэтому – максимальная сдержанность!
Также очень не приветствуется не то что рукоприкладство, но даже случайный, особенно немотивированный физический контакт, тем более если люди видят друг друга впервые. Тебе нужно пройти или сесть? Вежливо попроси соседа подвинуться. Случайно задел кого-то плечом? Сразу извинись! Не повышай голоса. Если кто-то говорит – не перебивай, дождись, когда он закончит. Не встревай в чужой разговор. Не задавай лишних вопросов. Больше слушай, меньше говори. Если тебя о чем-то спросят – отвечай по существу. Не уходи от ответа и тем более не лги! Ложь очень быстро выплывает наружу и очень порицается вплоть до самого страшного наказания – бойкота. Потому что в тюрьме самый страшный дефицит – это дефицит общения. В арестантской среде принято не уходить от нормального общения, такой уход порицается. Не сплетничай, то есть не говори другому человеку о третьем, тем более в его отсутствие, не перевирай чужие слова: за это могут и побить. В общем, это обычные правила нормального человеческого общения и общежития, только в более жестких условиях и с более «чувствительными» последствиями.
- То есть в вашем случае эти «теоретические» знания оправдались на практике на сто процентов?
- Да, теория быстро подтвердилась практикой – и обогатилась. Нужно вести себя скромнее, не выпячивать свою персону, особо не распространяться о своем деле и тем более о своих страданиях и проблемах: у каждого они свои. Не предлагай излишне угощений или сигарет – это может быть расценено или как демонстрация своей «крутости» или как возможность «упасть тебе на хвост», и тогда потом ты будешь вынужден отдавать даже последнее. Если кто-то попросил у тебя еду или сигарету, один раз дай в разумных пределах, а если это будет повторяться от этого же человека – не стесняйся отказать, скажи, что у тебя мало осталось или что ты не можешь постоянно делиться со всеми: это будет понято соседями.

ИК-14 в Нижегородской области - здесь, в колонии-поселении, Лев Лерман провел большую часть срока. Фото Google
Если вызовут «сотрудники», особенно оперчасти, и начнут – обычно, вежливо и вкрадчиво – расспрашивать о жизни, особенно о соседях – отвечай максимально уклончиво: все нормально, проблем нет, все хорошо, ничего не видел, не слышал, не знаю, не заметил ничего особенного. А при возвращении в «хату» обязательно сообщи о факте и содержании вопросов «смотрящему по хате», иначе тебя заподозрят в одном из самых страшных преступлений – стукачестве. Есть жесткое арестантское правило: то, что в «хате» происходит – там же и остается. Из избы ничего не выносится, никакая информация! Особенно – что происходит ночью, когда в СИЗО действуют «дороги»: нелегальные связи между камерами по натягиваемым каждую ночь и снимаемым под утро «канатным дорогам». По ним передаются записки, чай, сахар, конфеты, сигареты, лекарства, другие предметы и даже мобильные телефоны. Эти «дороги» – нервные связи и кровеносные сосуды тюрьмы, от их работы иной раз зависят судьбы и жизни людей.
Не стесняйся интересоваться у соседей и особенно у «смотрящего» правилами арестантского общежития и особенностями арестантской терминологии – такой интерес приветствуется.
Строго соблюдай правила пользования общими местами и правила личной гигиены! После каждого посещения туалета обязательно вымой руки, пусть даже символически, без мыла. Причем кран в раковине нужно открывать до пользования туалетом, а не после. Перед едой или получением «пайки» вымой руки. Не садись за общий стол в трусах с обнаженным торсом или в майке-борцовке и даже не подходи к нему в таком виде. И вообще особо не демонстрируй свою телесность, ходи хотя бы в легкой футболке и не очень коротких шортах.
Ни при каких обстоятельствах не бери чужого без разрешения хозяина, в том числе пищу и сигареты, и даже не протягивай рук к местам хранения чужих личных вещей! Исключение – если в камере установлен порядок общего пользования теми или иными продуктами и табачными изделиями. Или если ты с кем-то договорился «семейничать», то есть как бы вести общее хозяйство. Если тебе пришла посылка или передачка – поступай так, как принято в камере.
Если есть какие-то сомнения – поинтересуйся у «смотрящего», он скажет, как тебе поступить в конкретном случае.
- Целая наука…
- И, конечно, никогда не забывай, что у стен, особенно в тюрьме, всегда открыты глаза и уши. Оперчасть не дремлет! Не болтай о себе, о своих делах, о политике – ничего лишнего! Практически в каждой «хате» есть «наседка», а то и не одна, ведь всегда есть желающие «заслужить» себе смягчение условий содержания, а то и изменение меры пресечения на более мягкую, и излишне болтливый арестант сильно рискует прибавить себе еще одно – а то и не одно – обвинение. Оно вам нужно? Разговаривай о литературе, философии, политически нейтральной науке, выращивании огурцов, наконец.
Конечно, все описать трудно, но то, что я рассказал – пожалуй, основное. В общем, если вести себя по-человечески, то и относиться к тебе будут так же.

- Кстати, по поводу новых обвинений. Когда вы уже отбывали срок за патроны, вашу фамилию «полоскали» аж на белорусском государственном ТВ, а также на российских z-каналах – выставляли вас «украинским шпионом». До вас доходила эта информация?
- Уже в пересказе, да. Но я не удивлен. Они пытались меня раскрутить на явку с повинной [еще на стадии следствия], но оказалось, что за мной нет ничего, кроме того, что у меня родственники на Западной Украине, в Закарпатье, и что я общался с гражданскими активистами с Украины.
- На шпионаж не тянет…
- Все это было добросовестно, скрупулезно записано ФСБшниками, они повезли это собранное все в Москву на утверждение высшего начальства. Решали, крутить ли дальше дело о госизмене или нет. Там посмотрели на это и сказали: «Ребят, не занимайтесь ерундой!» Там, конечно, другая терминология была – но смысл такой: «Вы не занимайтесь ерундой, если хотите – позорьтесь сами, но мы не хотим».
Этими делами занимаются отморозки из Центра противодействия экстремизму, которые являются просто-напросто шестёрками ФСБ, это уже известно очень многим. Потому что эти полностью опустившиеся подонки, они же ничем не гнушаются. Они то крадут велосипеды, то, наоборот, их приковывают к ограде городского парка, чтобы человек не мог сесть на велосипед и уехать домой. Они всякими такими гадостями занимаются, низостями, я даже не знаю с чем сравнить. Типа положить ненавистной училке дохлую крысу в портфель.
- Куражатся… Ощущение полной безнаказанности, что позволяет им заниматься чем пожелают. И в таких ситуациях как раз, собственно говоря, личные качества и проявляется во всей красе. Становится понятно, кто чего стоит на самом деле.
- Да!
- Итак, мы, видимо, будем в ближайшее время иметь счастье видеть вас в публичной работе в Израиле – я так понимаю, что вы не собираетесь проводить тихую жизнь за пределами России?
- Я не стал бы говорить о какой-то публичной жизни. Там в Израиле много своих внутриполитических и внешнеполитических проблем, о которых я не буду особо говорить, потому что я в них пока не очень разбираюсь. Если ты в чем-то не разбираешься, не до конца разбираешься, ну так пока лучше помолчи!

Лев Лерман в Израиле
Но зато сейчас у меня открывается такая интересная возможность. Где-то, начиная с конца 90-х годов, я занялся философско-теоретическими разработками в области, как я это назвал, теории системы управления социальными процессами.
И очень кстати оказалось то, что [силовики] меня принудительным путём выдернули из всякого рода текущих дел – типа сада, ремонта, стройки и так далее, – и поместили в условия, где самым лучшим и приемлемым занятием было чтение серьёзных книг.
Мне удалось порядка девяти очень хороших, полезных книг прочесть. Среди них очень интересная книга доктора исторических наук из Красноярска, и сейчас он в Санкт-Петербурге работает, Андрея Михайловича Буровского, которая называется «Русская Атлантида-2. Россия, которой не было». Это очень серьезный и очень честный труд – литературно-историческое расследование, как он сам назвал. И это его расследование по сути кладет конец всем спекуляциям нынешнего российского кремлевского режима о том, что Москва – наследница Киевской Руси. Причем единственная! Оказалось нет, ребята, это чепуха. Наследницами Киевской Руси были четыре последующих Руси: Западная, Северо-западная, Юго-западная и Восточная. А теперь Восточная Русь, которую правильнее называть Московия, заявляет, так сказать, что она имеет исключительные права на все наследство Киевской Руси. А на каком, собственно, основании? И вот профессор Буровский показал, что оснований таких нет. И все нынешние, так сказать, измышления, на которых строится так называемая «специальная военная операция», о том, что «русские и украинцы один народ», книга Буровского разбивает в прах.
- Удивительно, если этот труд, который написан уже достаточно давно, как я понимаю, не включен сегодня в список «экстремистской» литературы…
- Знаете, самое изумительное, что я прочитал эту книгу в СИЗО, и она была пропечатана тюремной цензурой.
- И какие еще книги можно найти в библиотеке СИЗО?
- В СИЗО были кое-какие более-менее любопытные книги, но я их даже не записывал в свой список прочтенной литературы. Но там было кое-что интересное – например, о болгарском восстании против турецкого ига. А что там было интересно, я скажу: оказалось, что Российская империя болгарских-то братьев сначала кинула!
- О, да, узнаю почерк! В истории отношений с Грузией, которую Россия как бы спасала, такие эпизоды тоже были.
- Когда турецкие каратели большую часть болгарских повстанцев вырезали – вот тогда уже Россия приступила к войне с Турцией. А поначалу провоцировала – и бросила! И у болгарских патриотов, организаторов восстания, были большие претензии к российской политике.
Точно так же, как оказывается, в 1915 году уже при Николае II Россия сначала спровоцировала армян на восстание против Османской империи, а потом бросила – и турки вырезали армян в 1915 году.
- То есть именно исторические книги для вас стали главным источником новых знаний?
- Не только и не столько. Уже будучи в колонии-поселении, я прочитал целый ряд очень интересных книг. Прежде всего, мой товарищ Валентин Кулаков мне упомянул про теорию прогрессивной эволюции Акопа Погосовича Назаретяна. Я попросил прислать сначала что-нибудь с кратким описанием этой теории, а потом попросил и саму книгу Назаретяна «Нелинейное будущее».
Книга оказалась в высшей степени интересной, но очень непростая для прочтения. Чтобы я в ней достаточно разобрался, мне пришлось прочесть ее от начала до конца пять раз. Я об этом не жалею!
Книга, с одной стороны, является фундаментальнейшим научным трудом, монографией научной, которая обобщает огромное количество частных научных исследований – там только список литературы составляет 694 наименования! Но она еще и энциклопедична, то есть там огромное количество интереснейших и не всегда, так сказать, всем известных фактов описывается, причем рассматриваются они под очень интересным углом. Я вообще эту книгу считаю, наверное, самой важной научной работой, которую я прочел в своей жизни на данный момент.

С нижегородским правозащитником Станиславом Дмитриевским. Тбилиси, июнь 2025
- Что же вы для себя почерпнули из книги Назаретяна, и почему это для вас важно?
- Довольно непросто сказать в двух словах, но для меня эта книга ставит многие вещи с головы на ноги и избавляет от огромного количества ложных теорий и заблуждений.
- Вы объяснили, по-моему, максимально лаконично и при этом понятно.
- Я считаю – это моё сугубо личное мнение – что любой человек, который считает себя культурным и образованным, он должен с этой книгой достаточно внимательно ознакомиться. Да, её читать непросто, но она того стоит. Она правильно выстраивает представление о мире, о материи в целом, дает понимание всех протекающих в материальном мире процессов.
- Вы очень увлеченно о ней рассказываете, как эта книга влияет на ваши личные планы?
- Я очень надеюсь продолжить работу над теорией систем управления социальными процессами, и эта работа, конечно, будет строиться с учетом теории прогрессирующей эволюции.
- Что бы вы хотели видеть в финале своей работы, как это все должно быть оформлено и насколько это все будет, скажем так, доступно массовому восприятию?
- Вы знаете, я думаю, что такая работа вряд ли может иметь финал. Почему? Потому что научное познание, как и любой процесс в материальном мире, если этот мир сохранит свое существование, не имеет конца.
- Да, очень важное уточнение. Если этот мир сохранит свое существование...
- Можно сказать о том, что я хотел бы иметь в конце данного этапа работы над этой теорией. Или в конце того этапа, который может совпасть с концом моей активной деятельности. В силу того, что я все-таки уже далеко не молодой человек. Но сначала мне надо было оказаться в политически безопасном окружении, в политически безопасной среде, а теперь предстоит провести целый ряд консультаций с людьми, которых я бы хотел видеть участниками нескольких научно-исследовательских и научно-просветительских проектов. И потом, уже с учетом того, кто согласится по этой тематике работать, можно будет говорить о каких-то организационно-методических формах этой работы.
Но пока я думаю, что там будет часть работы, которая будет вестись, скажем так, камерально, а часть работы будет вестись в публичном информационном пространстве. То есть это вот такая просветительская часть. Понимаете, вести сугубо академические, схоластические работы невозможно, не имея аудитории, не имея здорового оппонирования.
- Нужен выход на какую-то дискуссию, да?
- Безусловно. Потому что любой текст, любое выступление, это всегда является - скрыто или открыто - возражением на какие-то возражения, контрдоводом на доводы оппонента.
- Успехов вам в этом деле, Лев Исаакович! И давайте не теряться!
- Давайте!
Помочь сайту
По неофициальной истории грузины постоянно кидали и обманывали - поэтому потом был отказ в защите и отодвинули договор о вхождение Грузии в "тюрьму народов")))).
У нас было соперничество с персами... .
И как оказалось одно не грузинское селение в отместку спустя 60 лет было вырезано Стенкой Разиным - за очень не красивый поступок и обман - клятва на Коране.... . Просто сразу не было возможности наказать. Убили даже детей